На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уши, лапы, хвост

422 532 подписчика

Свежие комментарии

Как обучить собаку грамматике?

Про кого обычно говорят, что он «всё знает, только сказать не может»? Конечно, наши друзья-собаки очень сообразительны, но здесь наверняка допущено преувеличение. Ведь для того, чтобы говорить, нужно обладать абстрактным мышлением, которое соединяло бы понятия в соответствии с какими-то грамматическими правилами.

Но что, если такая задача под силу не только человеку?

Известно, что научить выполнению различных команд можно не только собак, но других животных или птиц: сбегай за тем-то, укажи на нужный предмет и т. д. Тут и возникает главный вопрос: насколько животные понимают то, что от них требуют? Если они слышат «принеси мяч», понимают ли они, что мяч - это более-менее конкретный предмет? Или считают мячом любой более-менее круглый предмет? Или не обращают внимания на форму, ориентируясь по запаху знакомой игрушки?..

Пока полемика между зоопсихологами на эту тему продолжается, в издании «Learning and Motivation» появилась занятная публикация Джона Пилли (John Pilley) из Колледжа Уоффорда (США). Исследователь работал с собственным бордер-колли по кличке Чейзер (Chaser).

Эту собаку, которой уже исполнилось 9 лет, можно без преувеличения назвать профессором: в первые три года жизни исследователь обучил её примерно тысяче названий предметов, а так же значению предлогов и глаголов. В итоге, если Чейзеру говорили «to Frisbee», и она относила к тарелке фрисби всё, что держала в зубах. Но в этом случае в команде звучало только одно понятие, обозначающее летающий диск. А что будет, если в ней встретятся два понятия-предмета? Например, если пса попросить отнести к тарелке мяч? Не перепутает ли он, и не понесёт ли фрисби к мячу?

Чтобы выяснить это, Джон Пилли с 7-летнего возраста начал обучать питомца простейшим синтаксическим конструкциям. Задача экспериментатора сводилась к тому, что собака правильно понимала отношение между существительными, которое люди описывают с помощью предлогов («в», «на», «к», «под», «над» и т.д.) Владелец усаживал Чейзера перед двумя знакомыми предметами и просил отнести один к другому. Причём поначалу Джон указывал на предметы, прежде чем назвать их.

Через несколько недель тренировок для собаки был назначен «экзамен». Перед Чейзером находилось сразу четыре предмета: он должен был внимательно прослушать команду, а затем взять один предмет из одной пары и перенести к определённому предмету из другой пары. Экспериментатор намеренно часто изменял формулировки, чтобы понять, насколько гибко питомец владеет грамматическими правилами, и сможет ли быстро поменять отношения между теми же самыми предметами на противоположные. По словам Джона Пилли, в 75% случаев собака поступала именно так, как её просили: брала правильный предмет в зубы и несла его к другому правильному предмету.

В следующем варианте опыта Чейзер вообще не видел предметов, с которыми ему предстояло «работать»: он лежал на кровати мордой к хозяину, выслушивал команду, - и лишь затем разворачивался, брал с другого края кровати нужную вещь и нёс её в другую комнату, чтобы положить рядом с указанным предметом. Всего было сделано 12 попыток, и умный пёс блестяще справился с каждой из них, демонстрируя предельное внимание и солидные способности к обучению.

По мнению аспиранта кафедры зоопсихологии Кристы Макферсон (Kristа McPherson) из Университета Западного Онтарио (Канада), эти опыты доказывают, что грамматические конструкции вполне доступны высшим млекопитающим. В частности, у колли такая способность возникла в связи с «профессией» этой породы: пастухи издавна использовали её для управления овечьим стадом, и для этого требовалось нечто большее, чем односложные приказы, используемые рядовыми собаководами.

наверх